Древнейшие памятники, прекрасно сохранившиеся до наших дней

В древности люди стремились увековечить в камне и бронзе в основном божеств и правителей, которые считались наместниками богов на земле. Давайте посмотрим на те скульптурные изваяния, которым действительно удалось пережить века и даже тысячелетия.

Хотя, надо заметить, в античном мире не только возведение монументов в чью-то честь, но и гораздо менее значимое дело, такое как изготовление уличных табличек, нередко осуществлялось столь добротно и искусно, что некоторые образцы прекрасно сохранились до наших дней и по праву считаются памятниками архитектуры. Ярким примером можно назвать мозаику перед входом в «Дом трагического поэта» в Помпеях, датируемую примерно вторым веком до нашей эры: по сути, это просто предупреждающий знак «Осторожно, злая собака!», однако, в отличие от современных аналогов, он бесспорно является произведением искусства.

Но вернёмся к божествам и правителям, чьи скульптуры на протяжении столетий и даже тысячелетий украшают собой улицы и площади городов.

Древнеегипетские сфинксы

Древние египтяне практически всех своих фараонов посмертно увековечивали в камне в образе человекольвов, и многие скульптуры сохранились до наших дней. Но особого внимания заслуживают следующие:

  • Большой Сфинкс в Эль-Гизе. Те, кто не бывал в Египте, представляют его возвышающимся где-то далеко посреди пустыни, но на самом деле это грандиозное скульптурное изваяние, высеченное из монолитной известняковой скалы, находится в городской черте: здания густонаселённого пригорода Каира подступают к нему практически вплотную. Таким образом, знаменитый памятник нельзя назвать труднодоступным. Когда именно была создана эта скульптура, до сих пор точно не определено: предположительно, в середине третьего тысячелетия до нашей эры, но не исключено, что и того раньше. Также доподлинно неизвестно, лицо какого фараона «носит» Сфинкс — долгое время считалось, что Хефрена, однако последние исследования опровергают данную теорию.
  • Сфинксы на Университетской набережной в Санкт-Петербурге. В буквальном смысле прикоснуться к истории Древнего Египта можно не покидая пределов России: достаточно побывать на Васильевском острове Северной столицы. Там на берегу Невы возлежат два самых настоящих древнеегипетских сфинкса. Глядя на эти скульптуры, сложно поверить, что сделаны они были около трёх с половиной тысяч лет назад. Однако это действительно так: многочисленные исследования доказывают, что это памятники Аменхотепу III, созданные в XIV веке до нашей эры. Они были обнаружены при раскопках древних Фив в 1825 году, а несколько лет спустя были приобретены знаменитым русским путешественником Андреем Муравьёвым на деньги, выделенные из государственной казны с разрешения императора Николая I, и доставлены в Петербург. И вот уже почти два столетия жители и гости города на Неве могут безвозмездно любоваться этими древними памятниками из гранита.

Античные бронзовые статуи

До наших дней сохранились буквально единицы, потому что бронза — ценный материал, и изделия из него рано или поздно отправлялись на переплавку. Так, например, доподлинно известно, что некоторые части так называемого «Барлеттского колосса» пошли на изготовление колокола для церкви доминиканцев в 1309 году. Тем не менее, как показали исследования, туловище и голова статуи являются оригинальными и датируются IV веком. Как и в случае с Большим сфинксом, вопрос о том, кому именно поставлен данный памятник, является открытым. Также неизвестно, где именно он стоял до того, как оказался в Барлетте рядом с базиликой Гроба Господня — предположительно, в Константинополе.

А вот насчёт конной статуи, почти два тысячелетия украшавшей Капитолийскую площадь в Риме, точно известно, что она изображает Марка Аврелия — последнего из «пяти хороших императоров». В 2005 году её, как ценный экспонат, было решено переместить с улицы во Дворец консерваторов.

В отличие от бронзового, чугунное художественное литьё было освоено в Европе относительно недавно — в XIV веке, поэтому столь впечатляюще древних памятников из чугуна пока не существует. Однако уже сейчас можно предполагать, что, например, продукция Каслинского чугуноплавильного завода со временем будет цениться не меньше, чем античная бронза.