Парк скульптур (patsaspuisto) Вейо Рёнккёнена
В коммуне Париккала, в деревне Койтсанлахти неподалёку от финско-российской границы в Карелии можно увидеть удивительные садовые скульптуры, которые на протяжении всей своей жизни создавал и размещал в собственном саду местный художник по имени Вейо Рёнккёнен (1944 — 2010 гг). Этот самодельный парк часто упоминается во всевозможных туристических рейтингах как одна из самых загадочных и жутковатых достопримечательностей не только в Финляндии, но и вообще в мире. Почему это место получило такую славу? Давайте посмотрим.
Чем примечателен patsaspuisto
Вейо Рёнккёнен — самобытный творец в полном смысле этого слова. У него не было никакого художественного образования и дело, которым он зарабатывал себе средства к существованию с 16 лет и до самой смерти, никак нельзя назвать творческим — прессовщик на бумажной фабрике. Он жил отшельником в уединённом домике в лесу на удалении в несколько километров от ближайших населённых пунктов. В свободное от работы время практиковал йогу, плавал и, конечно же, создавал свои оригинальные скульптуры. Очевидно, что они получались у него такими непохожими ни на какие другие именно за счёт изолированности художника от мира.
- Первое, что примечает большинство посетителей — это зубы некоторых статуй. Они выглядят пугающе реалистично, почти как настоящие. После смерти отца Вейо в 1975 году одно из новых творений скульптора — «Метатель копья» — получило вставную челюсть покойного родителя. С тех пор художник стал регулярно создавать «зубастые» статуи. Знакомые стоматологи снабжали его зубами — искусственными, а вовсе не настоящими (и тем более не вырванными у мертвецов, как утверждается в некоторых байках, которыми «обросло» творческое наследие нелюдимого чудака-скульптора).
- Глаза многих бетонных статуй тоже привлекают особое внимание посетителей — сделанные из стекла, они весьма похожи на настоящие, блестят как живые и как будто следят взглядом за вами.
- По замыслу автора, изваяния не реставрируются — лес потихоньку поглощает их, бетонные люди и животные естественным образом покрываются зелёным мхом и лишайником, постепенно сливаясь с природой. Однажды скульптор сказал, что хотел бы, чтобы его творения были со временем погребены под землёй на много-много лет подобно китайской «Терракотовой армии».
Тут может возникнуть вопрос: почему же тогда Вейо делал статуи из бетона? Ведь этот материал отличается наименьшей долговечностью, если сравнивать с гранитом, мрамором или бронзовыми, чугунными сплавами. Наверное, дело в дешевизне бетона (цена художественного литья из чугуна, бронзы и себестоимость камнеобработки получаются весьма высокими, даже если обзавестись собственной мастерской), к тому же работать с бетонной смесью куда проще, нежели с металлом или камнем, тем более самоучке.
Некоторые факты и цифры
За 50 лет творческой активности скульптор создал около 560 оригинальных статуй из бетона и окружил ими свой домик в лесу. Почти половина из них — примерно 255, если точнее — изображают людей в различных асанах йоги. Вейо Рёнккёнен, как мы уже упомянули выше, был очень увлечён этой индийской психофизической практикой — наверное, поэтому в большинстве бетонных фигур, изогнувшихся в причудливых позах, угадываются черты самого автора. Хотя своим автопортретом художник называл только одну-единственную скульптуру, и расположил он её весьма символично — особняком, в стороне от остальных, спиной к ним — совсем как сам скульптор относительно мира обычных людей.
Несмотря на нелюдимость и замкнутость Вейо Рёнккёнена, его личный парк скульптур всегда был открыт для посещения всем желающим, притом он не брал с посетителей никаких денег за осмотр. Сейчас, после смерти автора, экспозицию этого своеобразного музея под открытым небом также можно осмотреть бесплатно, однако приветствуются добровольные пожертвования в размере 2-5 евро — для них поставлен специальный ящик, деньги из него идут на содержание парка и дома художника.