Памятники песням
Песенное творчество — это важный объект нематериального культурного наследия любого народа. Некоторые поэтические тексты, положенные на мелодии, становятся настолько значимыми, что люди увековечивают их в камне или металле. В этой статье мы рассмотрим несколько самых интересных примеров подобных воплощений.
В СССР и современной России
В нашей стране изготовление памятников таким нематериальным объектам, как песни, практиковалось даже в сугубо материалистическое советское время:
- В 1958 году на Цветном бульваре была установлена бронзовая скульптурная композиция, изображающая трёх работниц колхоза, которые поют, возвращаясь домой после тяжёлого трудового дня в поле. Памятник, который так и называется — «Песня», является ярким образцом соцреализма, господствовавшего направления в искусстве того времени. Эта простая, но выразительная скульптура не раз экспонировалась на различных выставках, в том числе за границей, и получила немало высоких наград. Поющие девушки с сельскохозяйственными орудиями в руках будто бы воплощают собой одну из крылатых фраз-лозунгов той эпохи: «Нам песня строить и жить помогает!».
- Стихотворение Расула Гамзатова «Журавли», положенное на музыку Яна Френкеля, стало символом памяти о тех, кто погиб во время Второй мировой войны, и вдохновило многих скульпторов по всему миру на создание соответствующих мемориалов. Всего таковых насчитывается 157, и это ещё не предел! Первые монументальные журавли появились в 1972 году в Узбекской ССР, а последние на момент написания данной статьи — летом 2020-го в городе Ржев Тверской области.
- Продолжают ставить памятники культовым песням и после распада СССР, уже в современной России. Так, в Москве к 69-летию победы в Великой Отечественной войне был «проиллюстрирован» в бронзе марш «Прощание славянки» на одном из перронов Белорусского вокзала. А слева от главного вокзального входа можно увидеть барельеф, посвящённый гимну «Вставай, страна огромная!»: именно здесь он прозвучал впервые — оркестр исполнил его перед солдатами, уходящими на фронт в июне 41-го.
Исходя из вышесказанного можно подумать, будто в нашей стране ставят памятники исключительно военно-патриотическим песням, но это не так. Например, в центре Саратова вы увидите скульптуру молодого человека, очевидно, ожидающего свою возлюбленную с букетиком цветов в руках — он символизирует всех «парней холостых», которых, как поется в советском шлягере 50-х годов, на улицах этого города так же много, как и «огней золотых». Часы, под которыми стоит «холостяк», каждые четверть часа играют эту известную всем мелодию.
За границей
В некоторых странах увековечены в камне и бронзе детские песенки:
- Скульптурная композиция, посвящённая музыкальной дразнилке Turelure-Lieschen («Тюре-люре Лизхен»), известной всем немецким детям с 18-19 века, с 1967 года украшает один из переулков города-курорта Ахен в Германии.
- В столице Монголии Улан-Баторе установлен монумент детской песенке «Маамуу нааш ир» («Мальчик, иди сюда!..»), слова и мелодия которой настолько глубоко ушли в народ, что стали считаться народными, хотя искусствоведам известны их авторы.
- В столице Южной Голландии Гааге стоит памятник старинной детской песне «In Den Haag daar woont een graaf» («В Гааге живёт граф»): бронзовый мальчик, указывающий рукой на дворцовый комплекс Бинненхоф, где раньше стоял замок графа, основавшего город. Скульптура была установлена в 1978 году, а сама песенка существует уже более полутора веков.
Не только старинным, но и современным песням ставят памятники за границей. Например, такой чести удостоился хит «Gangnam Style» южнокорейского исполнителя PSY. Скульптура, представляющая собой скрещённые руки — один из ключевых элементов танца в нашумевшем видеоклипе, появилась в 2016 году в столичном районе Каннам, о котором и идёт речь в композиции. Примечательно, что корейцы, включая самого PSY, относятся к этой новой достопримечательности Сеула резко отрицательно и называют уродливой, тогда как иностранцам она нравится.
Много где ещё изготовление памятников из гранита, мрамора и бронзы посвящается такому нематериальному объекту, как народное и авторское песенное творчество. Однако охватить все примеры в рамках одной статьи не представляется возможным.